Проект «Внедрение модели дистанционного обучения лиц с особенностями психофизического развития в систему дополнительного образования детей и молодежи»
Информационная карта опыта реализации инновационного проекта
Тема инновационного проекта: «Внедрение модели дистанционного обучения лиц с особенностями психофизического развития в системе дополнительного образования детей и молодежи»
Сроки реализации: 2018 – 2021 годы
Адрес опыта: Государственное учреждение дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи Солигорского района»
№ |
Характеристики опыта |
Описание характеристик опыта |
|
Автор опыта |
Бабусько Ольга Анатольевна, заведующий учебно-методическим кабинетом |
|
Актуальность опыта реализации проекта |
− создание равных условий для получения учащимися с особенностями психофизического развития дополнительного образования в соответствии с их потребностями и интересами через развитие системы дистанционного образования с использованием интернет-технологий; − создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей с особенностями психофизического развития и способствующей их социальной коммуникации и адаптации |
|
Идея проекта |
− обеспечение доступности дополнительного образования и равных образовательных возможностей для всех обучающихся; − социализация, развитие творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности с учетом возможностей и интересов каждого обучающегося ребенка с ОПФР; − формирование инновационного педагогического опыта по дистанционному обучению лиц с ОПФР в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи |
4. |
Результаты реализации проекта |
− сформированы практические навыки и умения определять содержание, методы и формы осуществления профессиональной деятельности педагогов в учреждении дополнительного образования при реализации программ для лиц с особенностями психофизического развития; − освоены современные технологии разработки образовательных программ для лиц с ОПФР (разработано 15 индивидуальных программ дополнительного образования детей и молодежи для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития); ̶ педагоги учреждения образования освоили новые навыки работы с различными Интернет сервисами и инструментами социальных сетей (вики, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, чаты); − апробирована технология дистанционного обучения в системе дополнительного образования (образовательный процесс основан на интеграции очного и дистанционного обучения и составлен в соответствии с учебным планом по индивидуальному обучению); − открытость информационно-медийного пространства позволила включить в систему дистанционного обучения родителей, отмечается их заинтересованность в социальном, культурном взаимодействии (работая в тесном контакте с родителями, зная об особенностях детей и с учетом этого, делалась рассылка различных творческих заданий, викторин, конкурсов); − сформировано сетевое сообщество через создание блога (сайт учреждения); − обобщен локальный опыт эффективных практик педагогов-новаторов, на основе которого создана информационная база методических и нормативно-правовых документов по реализации инновационного проекта: глоссарий инновационного проекта; 2 сборника методических материалов «Дистанционное обучение учащихся с особенностями психофизического развития в системе дополнительного образования детей и молодежи» (https://cdt-soligorsk.schools.by/pages/proekt-vnedrenie-kulturologicheskoj-modeli-formirovanija-sotsialno-kulturnoj-kompetentnosti-uchaschihsja-sredstvami-iskusstva-i-hudozhestvenno-tvorcheskoj-dejatelnosti), «Методический вестник. Сборник материалов для работы с детьми с особенностями психофизического развития» (https://cdt-soligorsk.schools.by/pages/proekt-vnedrenie-kulturologicheskoj-modeli-formirovanija-sotsialno-kulturnoj-kompetentnosti-uchaschihsja-sredstvami-iskusstva-i-hudozhestvenno-tvorcheskoj-dejatelnosti); методическая разработка обучающего семинара «Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагогов дополнительного образования»; методическая разработка дистанционного занятия «Применение информационно-образовательных ресурсов при дистанционном обучении учащихся с особенностями психофизического развития»; создание видеотеки занятий, мастер-классов с использованием инструкций или технологических карт, таблиц с подробным пошаговым выполнением заданий и отметкой о выполнении, схематическим изображением выполнения задания |
5. |
Представление опыта реализации проекта |
на заседаниях постоянно-действующего семинара, районной школы педагога дополнительного образования, педсоветах, семинарах различных уровней: − районный постоянно-действующий семинар для педагогов учреждений образования Солигорского района, осуществляющих обучение учащихся по вопросам профессионального самоопределения, доклад «Педагог-учащийся-родитель: пути эффективного взаимодействия», Клишевич А.И., педагог дополнительного образования; − районная школа педагога дополнительного образования, доклад «Потенциал индивидуальной программы в социальной адаптации ребенка с особенностями психофизического развития», обучающее занятие «Особенности дистанционного обучения учащихся с патологией опорно-двигательного аппарата», Кольке Т.Н., педагог дополнительного образования; − педсовет, доклад-презентация «Занятие в дистанционном режиме: расширение возможности развития умственных и творческих способностей учащихся с интеллектуальными нарушениями лёгкой степени», Титова И.Н., педагог дополнительного образования; − районная школа педагога дополнительного образования, мастер-класс «Использование на занятиях информационных технологий как способ повышения компетентности педагога», Реут О.В., методист; − педагогический совет «Семья и учреждение дополнительного образования: педагогические аспекты сотрудничества и взаимодействия», презентация опыта педагогов-инноваторов; − педагогический совет «Современные технологии и педагогические инновации как инструмент управления качеством образования учреждения дополнительного образования», доклад «Развитие творческих способностей детей с особенностями психофизического развития в объединении по интересам как условие их успешной социализации в обществе», Бабусько О.А.; − районный методический семинар по работе волонтерской группы с семьями, воспитывающими детей с ОПФР, доклад «Педагог-учащийся-родитель: пути эффективного взаимодействия», Клишевич А.И., педагог-инноватор; − районный мастер-класс для педагогов дополнительного образования «Птица счастья», Протасеня Н.А., руководитель студии «Скарбонка» Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь; − выставки творческих работ учащихся с ОПФР «Самые любимые! Самые красивые!», «Мой уютный дом», «Родной деревни уголок»; − интерактивная экскурсия «Традиционное белорусское декоративно-прикладное творчество» (с участием учащихся с ОПФР); − методическая неделя отделения народного творчества «Педагогический потенциал белорусской культуры в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся», презентация работы педагогов-инноваторов с учащимися с ОПФР; − открытый межрегиональный мастер-класс «Святочна-абрадавая культура беларусаў: традыцыі і сучаснасць», педагог Бородина Н.Ю.; − областной этап республиканского смотра-конкурса программ и проектов «Лучшие практики взаимодействия с семьей», проекты «Использование инновационных форм взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса» и «Использование современных воспитательных технологий в работе клуба «Семейный уикенд», Бабусько О.А.; − областной семинар «Инновационная среда учреждения дополнительного образования детей и молодежи: территория новых возможностей», презентация инновационного опыта работы, педагоги ЦТДиМ; − заседания областного Совета по вопросам дополнительного образования детей и молодежи, доклады «Интерактивный методический ресурс как форма индивидуальной траектории саморазвития педагога дополнительного образования», Бабусько О.А., «Развитие регионального инновационного методического пространства через реализацию кластеров», Павлюкевич И.С.; − международная научно-практическая конференция «Инновационный потенциал учреждений дополнительного образования детей и молодежи как фактор развития и качества», доклад «Внедрение модели дистанционного обучения лиц с особенностями психофизического развития в условиях учреждения дополнительного образования», Бабусько О.А. |
средства массовой информации:
|
||
6. |
Распространение опыта реализации проекта |
− О. А. Бабусько, Т.Н. Кольке. Методическая разработка дистанционного занятия «Применение информационно-образовательных ресурсов при дистанционном обучении учащихся с особенностями психофизического развития». Представленное дистанционное занятие проводится по индивидуальной программе дополнительного образования детей и молодежи для учащегося из числа лиц с особенностями психофизического развития «Вырезанка». Занятие ориентирует учащегося на совместную творческую работу с родителями и направлено на формирование у ребенка навыков творческого взаимодействия с взрослыми, приобщение к изготовлению и созданию работ своими руками, потребности дарить радость окружающим людям. Адресуется педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей и молодежи. − Бабусько О.А. Методический вестник. Сборник материалов для работы с детьми с особенностями психофизического развития. В сборнике представлены материалы из опыта работы в рамках реализации инновационного проекта. Адресуется педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей и молодежи. |